А давайте поговорим о нас – родителях. О том, как мы можем развивать и губить способности ребенка. Вы уверены, что знаете все таланты вашего отпрыска? Так уж получается, что мы не столько знаем своих детей, сколько пытаемся понять. А кто-то – пытается навязать свое мнение и свои таланты, не обращая внимания на то, что хотят делать их дети на самом деле. И таким образом, как бы и, не желая того, губим все его способности.
Как часто вы говорите ребенку: «нельзя»? А это действительно было «нельзя» или просто вы так решили, потому что вам так удобнее? Да, в большинстве случаев – именно удобнее. Удобнее, если он не возьмет клей, потому что потом вы замучаетесь его сдирать с мебели. Удобнее, если он не возьмет ножницы, потому что может изрезать не только бумагу, но и одежду, и обивку, и провода. Удобнее, если он не будет трогать вашу муку, потому что иначе ваша квартира может превратиться в Армагеддон местного масштаба.
Своим детям я разрешаю все. Мы рисуем на обоях, клеим на них фантики, привязываем нитки к кровати, измельчаем бумагу до субатомного уровня, разбираем любые игрушки и собираем из них нечто авангардоподобное. Естественно есть какие-то границы (я никогда не разрешу приклеить кресло к дивану или покрасить кота), но частенько они смазаны.
Не буду навязывать вам свое мнение. Просто расскажу о своем сыне. Ножницы мы взяли в руки уже в три года и под крики бабушки: «Только палец не отрежь!», вырезали свои первые картинки. А чуть позже и первые скульптуры из бумаги. К сожалению, не осталось ни одной фотографии, о чем сейчас очень жалею. Да, мы резали свои штаны, колготы, и потом с гордостью носили их – сам сделал! И ничего в этом страшного нет. Вот ему 4 года, вырезает свои первые картинки:
Чтобы потом наклеить их на стены, двери, свою кровать Клей сразу он не получил, но быстро сообразил, что все это дело можно клеить скотчем. Обратите внимание на задний фон, а точнее дверь:
Точно такие же картинки, а еще фантики от конфет, были расклеены по всей квартире. Да, чем-то смахивает на бомжатник. Зато сколько гордости было в голосе сына, когда он показывал свои труды гостям!
Собирать и разбирать вещи мы начали еще раньше. В полгода, еще ползком, он разобрал на запчасти наш фильмоскоп, зубами, ногтями и пальчиками. Старый такой, советский, на чугунной основе с болтами, которые не смог сдвинуть с места мой папа специальным инструментом. Разобрал за полчаса. И именно тогда мы купили ему первый конструктор. Раз нравится – путь мучается.
Но разбирать оказалось интереснее. И интереснее до сих пор Сколько помню, мой сын постоянно что-то разбирает. И стоимость той или иной вещи, которую он решил изучить, его мало интересует. Под эксперименты попадали и дорогущие машинки на управлении, и дешевые пластмассовые паровозики. Если под руку попадалось что-то совсем не похожее на игрушку, то в порыве интереса тоже могло запросто «разобраться». Кроме фильмоскопа канули в лето: первый фотоаппарат, пара маминых калькуляторов, одна моя мышка от компьютера на пару с двумя клавиатурами… Все и не упомнишь.
Причем делали мы это в любом возрасте и в любом состоянии с одним и тем же неугасимым порывом узнать: что же там внутри. Однажды я чуть не поседела, когда увидела, как он гипсом пытается выбить какой-то болтик из игрушки. Вот этим самым:
Кстати, тьфу-тьфу, но гипс никак не связан с увлечениями сына. Просто навернулись через игрушку Ножницами резались, ножом резались, спичками обжигались, пальцы зажимали. Но все как-то по чуть-чуть и ненадолго. С серьезными ранениями обошлось. Как только проявлялся его интерес к какой-то опасной вещи, сразу старалась научить ею пользоваться. А когда мой ребенок перевернул на себя комод, в порыве понять: что с ним будет, если выдвинуть все ящики, я запретила ему делать что-то без моего надзора. Творчество творчеством, а здоровье дороже. Но заметьте – не запрещала, а разрешала только в моем присутствии (которого было вдосталь) или только то, что он уже умеет.
С компьютерами мы на «ты» уже с четырехлетнего возраста. Причем каким-то непостижимым образом (наверное, так же, как тот фильмоскоп) мы вскрывали любые пароли и находили любые файлы и программы. А ведь он абсолютно не знал букв, не то, что читать. И до сих пор любит компьютеры, игры, программы по рисованию. Краска на принтере у нас не сохнет, еле успеваем заправлять, потомучто каждый шедевр надо обязательно распечатать. А вот и мы:
Передачи, которые он смотрит, я не смогу выговорить. Здесь и «Давинчи ленинг», и «Разрушители легенд», и много еще чего такого. Причем все они – образовательные. С одной стороны – это очень хорошо. Ребенок перешел от обычных экспериментов к собственному образованию. Но с другой, его последнее заявление: «Мама, а как сделать бомбу, чтобы машину взорвать?», меня несколько испугало. Но пока его эксперименты не дошли до такого ужаса. Вот, например, на даче мой ребенок из песка и какой-то только ему известной термоядерной смеси сделал вот такие твердые камни:
Я уже молчу, что постоянно натыкаюсь то тут, то там на его очередное творение: в ванной сохнет собственноручно сделанное мыло, там же висит в пакетике какая-то взвесь, которую я даже трогать боюсь. По всей квартире расставлены скульптуры из конструктора или бумаги. На кровати висит игрушка, сшитая из ниток и еще чего-то пластикового для кота. А вот во что превратился на один день мой зал полгода назад:
А теперь, к чему я это все вела Развивайте таланты в ваших детях. Одним словом вы можете помочь своему ребенку развиться или загубить способности навсегда. Да, моя квартира напоминает порой бомжатник. Да, многие вещи уходят в мусорку из-за неудачных экспериментов. Да, иногда я хожу и думаю: что на меня сейчас свалится или на что такое я могу наступить.
Зато уже сейчас видно, как развивается мой сын. С бумагой он на «ты» и может делать такие вещи, на которые не способные его сверстники, вот, например:
А в художественной школе мы с первых же дней попали в любимчики учителя, за неординарное мышление и смелость в использовании различных материалов. Вот его первая выставка, с которой половину его работ забрали в собственных архив организаторы (слева от сына):
Умение работать на компьютере и самообразование за счет любимых телепередач помогло завоевать 75 место во всероссийской игре по ОБЖ «Муравей», которая проходила в виде онлайн опроса. Да, не первое. Но, во-первых, на тот момент он только начал учиться в первом классе, а во-вторых, это все равно огромное достижение. Многие и на участие то не решились.
Развивать способности ребенка – это сложно и хлопотно. Ведь любой талант в процессе развития производит столько мусора и столько лишних хлопот. Но прежде чем сказать: «нельзя», подумайте, а может на самом деле можно, просто этого не хочется вам? Опасно? Учите ребенка пользоваться опасными предметами. Наблюдайте за ним. Без мелких травм не обойтись, но я считаю это нормальным. А реальная опасность уйдет, когда ваш ребенок получит навык использования ножниц, клея, воды, огня и т.д.
Хочу привести еще пару примеров того, что вырастает из людей, чьи таланты развивали с детства. Я училась в медицинском классе школы лицея. И у нас много было талантливых детей. Но хочу рассказать о двух из них. Два друга. Вместе таскали химикаты и пробирки из химической лаборатории школы. Вместе гнали самогон в 11 классе. Вместе препарировали лягушку у себя квартире. Сейчас они признаются, что их матери, возвращаясь с работы, первым делом всегда смотрели на окна – цела квартира или дым валит клубом.
Хулиганы? Возможно. Все эти эксперименты уже слишком? Тоже возможно. Зато сейчас один из них заведует лабораторией лаков и покрытий в Германии. А второй – известный хирург в городе и даже регионе. Теперь вы на 100% уверены, что все жертвы их мам были напрасны?
Все дети талантливы. Просто кому-то помогают развивать свои способности, а кого-то садят на жесткое «нельзя и все, я сказала» с самого рождения. Одно ваше неосторожное слово может навсегда отбить у вашего ребенка желание развиваться и экспериментировать. Так будьте же осторожны с хрупкой, но такой неординарной фантазией ваших детей. Фантазией, воображением, проказничеством, которые в будущем могут оказаться огромным талантом.